Выбирай профессию

КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ

 
Для того, чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо учитывать три момента.
Во-первых, определить каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется Вашим «ХОЧУ»: «хочу знать», «хочу сделать».
Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, возраст, квалификация, опыт работы. Необходимо детально изучить свои способности: внимание, память, мышление, воображение, тип нервной системы, характер. Все это, в конечном счете, определяет Вашу профессиональную пригодность и возможность. Проще говоря - это Ваше «МОГУ».
В третьих, познакомиться с ситуацией, сложившейся на рынке труда города. Для этого Вы должны:
  • сориентироваться в мире современных профессий;
  • четко представлять себе выбранную специальность;
  • узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей города, по каким профессиям можно найти работу;
  • знать требования работодателей, предъявляемые при приеме сотрудников;
  • знать основные трудности при устройстве на работу.
Иначе говоря, каково сегодня «НАДО».
 
Если Вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо»,
то Ваш профессиональный выбор будет удачным.
 
Задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
  • интересна и привлекательна для Вас;
  • соответствует Вашим способностям;
  • пользуется спросом на рынке труда.
Если Вам трудно ответить на эти вопросы, специалисты центра занятости населения помогут Вам, предоставив сведения о профессиях, предприятиях, на которых требуются специалисты Вашего профиля, возможностях службы занятости населения
 
Чтобы избежать ошибок при выборе или перемене профессии, рекомендуем:
  • пополнить и углубить свои знания о профессиях, возможностях трудоустройства, решить для себя, что Вы ожидаете от работы;
  • выделить те профессии, которые отвечают Вашему опыту, знаниям, способностям, интересам, физическим возможностям;
  • среди выбранных профессий подобрать самые подходящие для удовлетворения Ваших материальных, бытовых и других жизненно важных потребностей;
  • по каждой профессии выяснить возможности профессионального роста;
  • оценивая преимущества и недостатки будущей трудовой деятельности, не оставлять без внимания свое личное отношение к ней (нравится - не нравится, интересна или нет), если работа в тягость, успеха в ней добиться очень сложно.
 
Принимая решение о выборе профессии, учтите, что:
  • большие шансы на трудоустройство имеют лица с высоким уровнем образования и квалификации;
  • больше зарабатывает тот, кто проявляет максимум трудолюбия и мастерства;
  • нет профессий абсолютно хороших и абсолютно плохих;
  • при выборе (перемене) профессии будьте готовы к уступкам: можно согласиться на временную, даже не очень привлекательную работу (если она не вредит здоровью) с перспективой ее перемены, это зачастую лучше в материальном плане, чем получать пособие по безработице;
·        не рассчитывайте найти такую же работу, какая была у Вас, будьте готовы к перемене деятельности.
Типы профессий (К. А. Климов)
 
Типы
профессий
Человек-
человек
Человек-
техника
Человек-
природа
Человек-
знаковая
система
Человек-
худо-жествен-ный образ
Примеры
профессий
Педагог
Журналист
Врач
Продавец
менеджер
Инженер
Водитель
Электрик
Наладчик
Радиомон-
тажник
Геолог
Кинолог
Врач
Микробиолог
Агроном
Программист
Бухгалтер
Экономист
Корректор
Ученый
теоретик
Музыкант
Актер
Архитектор
Дизайнер
Искусствовед
Ведущие
Психологи-ческие качества
работника, формируе-мые специ-фикой
предмета труда
Общительность, эмоциональная
устойчивость, организаторские способности, эмпатия, наблюдательность, внимание.
Способность к математике,
физике,
пространствен-
ное мышление, технический склад ума, склонность к практическому труду, эмоциональная устойчивость
Наблюдатель-ность, устойчи-
вость внимания, склонность к систематизации, потребность в двигательной активности
Способность к математике
(абстрактное мышление), устойчивость
внимания, склонность к общению, усидчивость
Яркое воображение, склонность
к творчеству, гибкость чувств
развитость фун-кциональных
способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
 
Классы профессий
 
наименование
классов
профессий
(специальностей)
гнгостические специальности
преобразующие специальности
изыскательские специальности
Условные обозначения классов
г
п
и
Особенности ведущих целей в каждом классе профессий (специальностей)
Распознать, различить, определить, оценить,
разобраться, проверить.
Преобразовать,
обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить.
Изобрести, придумать, найти общий результат, образец, вариант,
Примеры отдельных профессий различных типов
Тип «человек – природа»
 
Приемщики продукции.
Полеводы, животноводы.
Селекционеры в области растениеводства и животноводства.
Тип «человек – техника»
Контролеры-приемщики готовой продукции в промышленности,
товароведы-бракеры.
Инженеры, водители, станочники, монтажники, конструкторы.
Конструкторы, закройщики.
Тип «человек – человек»
Инспекторы, следователи.
Менеджеры, брокеры, преподаватели, экскурсоводы.
Работники служб научной организации труда.
Тип «человек –знаковая система»
Корректоры.
Наборщики, бухгалтеры, операторы вычислительных машин.
Программисты для
вычислительной техники, научные работники.
Тип «человек – художественный образ»
Котроллеры приемщики малярных и обойных работ.
Маляры, граверы,
художники-оформители, скульпторы, ювелиры.
Модельеры, архитекторы, цветоводы-декораторы, визажисты, стилисты, художники, композиторы.
Основные личные каче-ства необходимые рабо-тнику наряду с опытом, знаниями и специальными (для каждого типа про-фессии, специальностями).
Интерес к свойствам определенных объектов, продукции, выраженная познавательная актив-ность, устойчивость вни-мания, наблюдательность, высокая работоспособ-ность соответствующих органов чувств.
Склонности к практическому видению на окружающую среду, интерес к процессу и результатам этого влияния, активность, работоспособность.
Интерес к новому, высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала, способность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты.
 

Ошибки и затруднения

 в выборе профессии
 
 
·       Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища
 
·       Ориентация сразу же на профессию высокой квалификации
 
·       Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными
 
·       Выбор профессии «за компанию»
 
·       Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию
 
·       Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии
 
·       Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией
 
·       Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства
 
·       Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности
 
·       Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.